День восьмой, 18 сентября
С утра погода начинает портиться. Ну да ладно, мы все равно уезжаем. В первой половине дня у нас две главные задачи: сдать квартиру хозяевам и взять более крупную машину в офисе Hertz, расположенном недалеко от Ватикана (улица папы Григория VII, via Gregorio VII). От нас туда можно добраться только на автобусе с пересадкой. Отправляем двух гонцов, а сами ждем хозяйку. Вместо нее появляется Нельсон, которого мы заочно когда-то «срастили» с Викторией, подумав, что это ее фамилия. Нельсон оказывается филиппинцем. Примерно в это же время звонят наши и говорят что им удалось припарковать наш новый авто только метров за двести от площади Трилусса. Да, и еще пошел ливень. В общем, из Рима выезжали в настолько проливной дождь, что не было видно ничего и в метре перед нами. Очень было жалко людей на мотороллерах, а их в Риме чуть не половина, многие в дорогих деловых костюмах.
Отправленные за машиной рассказывают, что добрались они чудесно, автобусы замечательные и все очень быстро. Только вот машина на 5-6 человек — это огромный Форд Гэлэкси. С непривычки ощущаешь себя как в автобусе.
Сразу после выезда из Рима погода налаживается. Поскольку доехать до Флоренции к обеду мы не успеваем явно, останавливаемся на обед в Автогриле.
Флоренция
Во Флоренцию (Firenze) въезжаем около четырех часов дня. Заселяемся в отель Delle Camelie на улице Барбано (Via di Barbano), недалеко от крепости Фортецца ди Бассо (Fortezza di Basso), отправляем водителя искать парковку.
Поскольку наши друзья первый раз во Флоренции, решаем показать им немножко город. Попутно заходим в палаццо Медичи-Риккарди (Palazzo Medici-Riccardi), в который в прошлый раз не успели. Фасад дворца знаменит своими «коленопреклоненными» окнами (с консолями под подоконником), придуманными Микеланджело, которые потом распространились повсеместно. Главное внутри — Капелла волхвов (Cappella dei Magi), с фресками Беноццо Гоццоли. Комнатка крохотная и пускают туда по несколько человек. Зрелище захватывающее, как будто попадаешь в средневековую сказку с диковинными зверьми и странниками из дальних стран. Сюжет у фресок хотя и евангельский (поклонение волхвов младенцу Иисусу), но на самом деле Гоццоли изобразил экуменический собор 1439 года, последнюю попытку объединения разделившихся в XI веке ветвей христианства — православной и католической. Кроме капеллы заслуживает внимания Мадонна с младенцем Филиппо Липпи, на обратной стороне картины очень красивый набросок головы.
Дворик палаццо с лимонными деревьями
После Медичи-Риккарди пошли стандартным маршрутом — Санта Мария дель Фьоре (Santa Maria del Fiore), пьяцца делла Синьория (piazza della Signoria) с палаццо Веккьо (palazzo Vecchio), река Арно с Понте Веккьо (Ponte Vecchio).
Дзукконе работы Джотто (копия конечно)
Св. Георгий работы Донателло, совсем мальчишка
Буквально за десять минут до закрытия успели зайти в церковь Оньиcсанти (Ognissanti), расположенную на симпатичной площади с видом на Арно. Здесь похоронен Сандро Ботичелли, тут же и его фреска, изображающая св.Августина, а также фрески Гирландайо, одна, парная к св. Августину, изображает св. Иеронима, другая, в капелле Веспуччи, — Мадонну Милосердную (Misericordia), на которой в качестве статистов присутствуют члены семьи Веспуччи, включая мальчика Америго, который потом доплывет до континента своего имени. Самая главная реликвия церкви — Тайная вечеря Гирландайо в трапезной, куда, к сожалению, пускают очень редко (пн, вт, сб с 9 до 12). Так что мы ее не увидели, а ведь она считается одной из самых красивых работ на эту тему (пишут, что Леонардо да Винчи смотрел на нее, прежде чем создал свой шедевр в Милане). Вскоре францисканский монах попросил нас из церкви — закрывают, так что внимательно ознакомиться с фресками не получилось. Вообще церковь произвела приятное впечатление: небольшая, пустынная, немного таинственная.
Классический вид на Арно
Солнце садится за гору, красиво просвечивая через фонарь в куполе Сан-Фредиано ин Честелло (San Frediano in Cestello), массивной церкви на том берегу.
Ольтрарно
Ужинать решили на той стороне, в Ольтрарно (Oltrarno). Когда переходишь Арно, сразу оставляешь туристическую сутолоку в стороне. Флоренция в этой части чем-то напомнила Болонью — деловито закупающиеся к ужину горожане, закрывающиеся лавки самого разного назначения (в центре — все больше туристического). Снаружи успели осмотреть церкви Санта Мария дель Кармине (Santa Mariadel Carmine) и Санто Спирито (Santo Spirito), хотя фасады их довольно аскетичны (мне было интересней то, что внутри, ну да будет повод вернуться).
Ужинали в Osteria del Cinghiale Bianco, на Borgo S. Jacopo (www.cinghialebianco.it). Немного туристическое место, но все равно вкусно. Поскольку cinghiale bianco — это белый кабан, то, соответственно, надо заказывать блюда из кабана, как холодные (Antipasto di cinghiale), так и пасту (Pappardelle al cinghiale). Также попробовали местного кролика (Coniglio alla toscana), вкусно. 114 евро на 5 человек. Обратно шли через площадь Санта Мария Новелла (Santa Maria Novella), которая оказалась полностью перекопана и наполовину перекрыта. Не знаю, сделали ли ее сейчас.
На протяжении вечера мы обсуждали, законно ли запарковали машину там, где мы это сделали. Решили перепарковать. На карте была обозначена одна парковка неподалеку, водитель поехал ставить машину и пропал на час. Выяснилось, что изображенный на карте гараж не работает, а следующая парковка нашлась только у Фортеццы (большая многоэтажная парковка). При этом водитель выехал за край имеющейся у него карты, так что обратно ему пришлось брести на ощупь. Не откладывайте парковку на ночь!