День девятый, 19 сентября

На сегодня у нас запланирован только переезд в Болонью (Bologna). Поскольку особых планов на город у нас нет (тем более мы уже там были проездом), решаем посвятить время до обеда Флоренции.

Накануне мы так расписали друзьям монастырь Сан Марко (San Marco) с фресками Фра Анджелико (одно из самых сильных впечатлений во Флоренции в прошлую поездку), что с утра решаем сходить туда. Мы хотя уже и были там, не можем упустить второй шанс. Входные билеты стоят 5 евро. Сан Марко требует довольно большого времени на посещение, иначе, на мой взгляд, туда и не стоит идти. Клуатр с фресками, помещения на первом этаже с шедеврами различных мастеров, включая Тайную вечерю Гирландайо (вариация на фреску в церкви Оньиссанти), а также огромный второй этаж с кельями монахов. В каждой из келий — по фреске Фра Анджелико. Поскольку монастырь доминиканский, то почти все эти фрески — версии поклонения доминиканских святых крестным мучениям Христа. Некоторые фрески различаются только нюансами религиозных эмоций — на одной, например, св. Доминик смиренно поклоняется кресту, а на другой — сострадает вместе со Спасителем. Рассматривать детали можно очень долго. Особенное впечатление производит фреска , где изображено в аллегорической форме осмеяние Христа римскими солдатами. Христос сидит на подобии трона с повязкой на глазах, увенчанный терновым венцом, в руках у него вместо скипетра и державы — тростниковая палка и камень, вокруг него в воздухе висят ладонь руки (пощечина), рука с палкой (избиение) и плюющая голова. Ниже в спокойном размышлении изображены св. Доминик и дева Мария.

Вот репродукция этой фрески: http://easyweb.easynet.co.uk/giorgio.vasari/angelic/pic5.htm

Самое известное и берущее за душу произведение Фра Анджелико в Сан Марко — фреска Благовещенья при входе на второй этаж с лестницы. Слева от фрески расположено окно и, по всей видимости, художник учитывал это в работе, освещение фрески кажется естественным продолжением льющихся из окна лучей. Яркие цвета фрески, золотые крылья ангела, смиренное лицо Марии, чудесный сад, куда открывается аркада и где можно видеть побочный сюжет — изгнание из рая Адама и Евы, которое в конечном итоге послужило причиной рождению Христа,— все это можно разглядывать бесконечно.

Репродукции Благовещенья:

http://easyweb.easynet.co.uk/giorgio.vasari/angelic/pic14.htm

http://easyweb.easynet.co.uk/giorgio.vasari/angelic/pic15.htm

Сан Марко отнимает у нас время до обеда, скоро уезжать, но надо еще подкрепиться. Решаем найти рекомендованный путеводителем Афиши ресторанчик Da Sergio, на рынке у Сан Лоренцо. Несмотря на адрес и описание местонахождения, нам приходится обойти почти всю площадь San Lorenzo, чтобы найти это место. Для будущих посетителей: встаньте лицом к Сан Лоренцо и посмотрите направо, на дома, окружающие площадь. Там вы найдете эту маленькую незаметную стеклянную дверь, обклеенную улитками движения Slow Food за великое множество лет. Точный адрес: Piazza San Lorenzo 8r. Официально место называется не Da Sergio (это местные его так кличут), а Trattoria Sergio Gozzi, держит его одна большая семья из нескольких поколений. Заведение работает только в обед и имеет выбор из нескольких (не более двух-трех) наименований каждой перемены блюд. Меню каждый день разное. Дешево (20 евро с человека за полное обжорство из трех перемен и десерта), очень вкусно и душевно.

После обеда нам еще надо было дойти до парковки, где томилась наша машина. Это оказалось довольно далеко. Вызволив машину, мы быстро заезжаем в отель за вещами и выдвигаемся в Болонью.

Болонья

После долгих блужданий в поисках нашего отеля Savhotel и заселения в него, решаем ехать в центр (5-7 минут по прямой от нашего отеля по Via Stalingrado).

С парковкой в Болонье плохо, мы это помнили еще с прошлого визита, самое близкое к центру, что удалось найти с помощью навигатора — подземная многоэтажная парковка на Via Irnerio, 1, напротив входа в парк Монтаньола. Оттуда пешком до пьяцца Маджоре (piazza Maggiore) по виа делл'Индипенденца (via dell’Indipendenza) — минут двадцать. В прошлый раз мы парковались просто на одной из улиц кольца, опоясывающего исторический центр, — не ближе и не дальше, тоже примерно в двадцати минутах от центральной площади, только более запутанным маршрутом. А тут при желании можно было на автобусе доехать.

Посетив Сан Петронио (San Petronio), сели в кафе на пьяцца Маджоре, расположенном на первом этаже палаццо дель Подеста (palazzo del Podesta) с видом на массивный фасад собора, палаццо Коммунале (palazzo Communale), также называемый д'Аккурсио (d’Accursio) и палаццо деи Нотаи (palazzo dei Notai). Ко всем палаццо на площади приложили руку архитекторы семьи Фьораванти, включая и самого Аристотеля.

Сан Петронио

Пьяцца Маджоре

Далее мы хотели дойти до Сан Доменико (San Domenico), чтобы посмотреть на гробницу святого Доминика, основателя доминиканского ордена, а также работы Николы Пизано, Арнольфо ди Камбио и молодого Микеланджело. К сожалению, отвлеклись на съестные лавки, которых возле пьяцца Маджоре пруд пруди. Напокупали вкусностей, а когда пришли к Сан Доменико, церковь уже почти закрывалась. То есть внутрь-то мы попали, но там уже было темно и капелла св. Доминика была закрыта. Через решетку нам не удалось идентифицировать все статуи, которые изваял Микеланджело (на самом деле, он закончил за Никола Пизано статую св. Петрония, а также сделал статую св. Прокла и одного из ангелов, поддерживающих свечи по бокам алтаря). Сама площадь вокруг базилики тоже заслуживает внимания,  на ней кроме нескольких колонн есть также две гробницы, похожие на избушки на курьих ножках, — нотариуса Rolandino de’ Passeggeri и Egidio Foscherari, доктора церковного права. По праву Болонья носит звание одного из старейших центров образования, если здесь больше чтят юристов, чем военачальников.

Ужинать пришлось в номере, поскольку накупленную снедь необходимо было уничтожить.