День шестой, 16 сентября

Разумеется на Рим у нас построено планов раза в четыре больше, чем можно успеть за три неполных дня. Все пункты программы разумеется необязательны, что не успеем — посмотрим в другой раз, но удобно иметь под рукой полный список того, что в принципе хотелось бы увидеть, таким образом, чтобы прогуливаясь мимо можно было зайти, если будет настроение.

Оделись мы, как выяснится вскоре, слишком плотно. К тому же в памяти звучат многочисленные советы на тему «нелюбви» итальянцев к туристам в шортах, а также дресс-код в итальянских церквях (в которые мы планируем заходить). Погода с утра прохладная, но уже через час выглянуло солнце и стало жарко.

Позавтракали не доходя до Campo de'Fiori (корнетто кон крема, местные круассаны с начинкой из заварного крема с цедрой, и капуччино).

Церковь Trinità dei Pellegrini недалеко от Кампо де Фьори

Заходим в церковь Сант'Андреа делла Валле (Sant’Andrea della Valle) с росписью купола работы Лафранко и капеллой Строцци работы Микеланджело. После Тосканы, ее классических ренессансных фресок и простых интерьеров тяжеловато воспринимать барочную вычурность большинства церквей Рима.

Деталь интерьера Сант’Андреа делла Вале

Держась в тени доходим до пьяцца Навона (piazza Navona). К сожалению, фонтан Четырех рек частично на реставрации, загорожен фанерными щитами.

А вот фонтан Мавра работает

Заходим в церковь св. Агнессы (Sant’Agnese in Agone), но там идет служба, и мы решаем не мешать. В переулках рядом с площадью находим остаток древней статуи, прозванной «Пасквино». Осматриваем снаружи церкви Санта Мария делла Паче (Santa Maria della Pace), главную иезуитскую обитель Иль Джезу (Il Jesu). Заходим в церковь Сан Луиджи деи Франчези (San Luigi dei Francesi) ради трех работ Караваджо, внимательно рассматриваем саламандр на фасаде церкви, больше похожих на толстых такс.

Саламандры

Далее — еще один Караваджо в церкви Сант'Агостино (Sant’Agostino) («Мадонна пилигримов» с немытыми пятками оных пилигримов) и «Пророк Исайя» Рафаэля там же. К этому времени как раз кончилась утренняя служба.

Святой отец общается с прихожанами, Сант’Агостино

Грязные пятки пилигримов

Переулками выходим к Пантеону. Пожалуй для меня, пока что самое впечатляющее сооружение Рима.

MARCUS AGRIPPA, LUCII FILIUS, CONSUL TERTIUM FECIT

Налюбовавшись на парадный фасад здания, устраиваемся в кафе на площади перед Пантеоном, чтобы передохнуть. К чести заведений, расположенных в этом чисто туристическом районе, хоть цены и задраны, но к напиткам приносят довольно ощутимых размеров бесплатные закуски. В большинстве мест Италии закуски к напиткам — это чипсы или орешки, а здесь, где казалось бы самое место содрать побольше и предложить поменьше — целый набор горячих мини-пицц, которыми в принципе можно неплохо перекусить.

Изнанка

Обойдя кругом вокруг Пантеона мы подходим к церкви Санта Мария сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) и упираемся на входе в строгую монашку, которая заворачивает всех у входа — пришло время обеда. Фотографируем слоника Бернини, обещаем ему вернуться попозже.

Самый известный слоник на свете

Мы снимаем, нас снимают

Конкретных планов на обед у нас нет, поэтому решаем продолжать осмотр достопримечательностей и искать обед по дороге. Проходим мимо церкви Сант Иньяцио (Sant'Ignacio) и Римской коллегии, площади Колонны с колонной Марка Аврелия, пересекаем виа Корсо и по нарастающей толпе понимаем, что близится фонтан Треви. Фонтан очень красив, спору нет, но одуряющий гомон толпы, щелкающей фотоаппаратами и прямо таки давка вокруг фонтана несколько уменьшают эффект. Именно тогда мы понимаем, что обедать в этом районе — не совсем правильное дело, больше шансов у нас было рядом с Пантеоном. Но возвращаться уже поздно, обед в самом разгаре, поэтому мы отходим в какой-то переулочек и заходим в ресторан, название которого память не сохранила (что-то сакраментальное, типа «мадонна»). К чести итальянцев надо признать, что даже если заведение рассчитано на туристов или расположено в самом сердце туристического района, все равно можно рассчитывать на честно и неплохо приготовленную еду. Берем римские фирменные блюда — пасту cacio e pepe (козий сыр и черный перец), аматричану, абаккьо (ягнятина). Все очень вкусно, 110 евро на пятерых.

Современные технологии на марше

После обеда доходим до ларго Маньянаполи (Largo Magnanapoli), рассматриваем виа Панисперна (via Panisperna) с палаццо Альдобрандини, дворец мальтийских рыцарей и спускаемся по Салита дель Грилло (Salita del Grillo) к форумам Траяна. Кстати, не менее, на мой взгляд, интересная часть развалин, чем, скажем, основной Форум и уж тем более Палатин, но бесплатная и нет никаких толп туристов.

Форум, да не тот

После этого движемся по Фори Империали (via Fori Imperiali), по пути зайдя в церковь св. Косьмы и Дамиана (Santi Cosma e Damiano). Из нее во-первых открывается вид на храм Божественного Ромула, а во-вторых в апсиде храма есть совершенно потрясающая раннехристианская мозаика (VI век), где Христос изображен в виде юного безусого пастушка, окруженного двенадцатью овечками-апостолами.

Центр притяжения

Похоже, снаружи он не хуже, чем внутри

Идти в Колизей не хочется. При входе на Палатин (Palatino) покупаем билеты (комбинированные на Форум, Палатин и Колизей) без всякой очереди и идем сначала туда. Солнце в этот момент палит уже так, что хочется скорее валяться под огромными соснами на Палатине, чем осматривать домусы и термы. Но и им отдаем дань.

Все что осталось от домусов

Стадион Домициана

Спускаемся к Форуму, когда силы нас уже покидают. Форум конечно впечатляет, особенно нагромождение развалин друг на друга и одинокие колонны, оставшиеся от храмов. Но, опять же, людской муравейник может сильно подпортить впечатление, как и усталость. Так что лучше придти сюда отдельно — ночью, на закате или утром, пока никого нет.

Базилика Максенция

Храм Божественного Ромула

Храм близнецов Диоскуров

Арка Септимия Севера

Улица Фори Империали

На пути домой заходим все же опять в Санта Мария сопра Минерва ради многочисленных шедевров внутри («Воскресший Христос» Микеланджело, фрески Филиппино Липпи в капелле Карафа, «Мадонна с Младенцем» Беато Анджелико, гробница Беато Анджелико, фрески Перуджино, скульптуры Мино де Фьезоле и Бернини).

Возвращаемся в квартиру по виа Джуббонари (via Giubbonari). Все таки Рим не очень большой город.

Ужинаем мы сегодня у себя в Трастевере, в популярной местной пиццерии Dar Poeta, на Vicolo del Bologna, искать ее лучше с piazza San Edigio, дойдя до via della Scala и повернув направо. Заведение действительно популярно (очередь около пятнадцати минут, но идет быстро), и это понятно — быстро, вкусно и недорого. Пиццы как классические, так и вариации, все очень вкусно. Популярные в последнее время в Италии сладкие кальцоне тут тоже имеются. Берем одну на всех (на пробу!). Слишком приторное сочетание рикотты и нутеллы, непонятный десерт. Итог: на пятерых 60 евро.